Прокурор разъясняет

Профилактика мошенничества

Изменение порядка привлечения хозяйствующих субъектов

к административной ответственности

С 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части изменения порядка привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Поправки направлены на смягчение и снижение финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности при выявлении в их действиях (бездействии) административных правонарушений.

В частности, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частями 4 и 5, определяющими условия, при которых исключается одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица, а также его должностного лица или работника за совершение административного правонарушения.

Так, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм (ч.4 ст.2.1 КоАП РФ).

Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с п.3 или 5 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности (ч.5 ст.2.1 КоАП РФ).   

Особое внимание заслуживают изменения, внесенные в ч.3 ст.3.4 КоАП РФ, согласно которым с 06.04.2022 для органа контроля (надзора) установлена обязанность, а не право, как было ранее, по замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, в случаях, предусмотренных ст.4.1.1 КоАП РФ, для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников.

С указанной выше даты Кодекс также дополнен статьей 4.1.2, устанавливающей дополнительные льготы для малых и микропредприятий.

Так, размер административного штрафа для указанных хозяйствующих субъектов определяется исходя из предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) административного штрафа для индивидуального предпринимателя. При этом, если санкция соответствующей статьи (части статьи) не предусматривает такого штрафа для индивидуального предпринимателя, то административный штраф назначается в размере от половины минимального до половины максимального размеров (величины) административного штрафа, предусмотренного для юридического лица, если он имеет фиксированный размер.

Однако размер административного штрафа для малых и микропредприятий не может быть меньше минимального размера (величины) административного штрафа, назначаемого за соответствующее правонарушение, для должностного лица.

Указанные послабления не распространяются на индивидуальных предпринимателей, совершивших административные правонарушения, за которые соответствующей статьей (частью статьи) они несут административную ответственность как юридические лица (ч.4 ст.4.1.2 КоАП РФ).

Особое внимание необходимо обратить на изменившийся порядок, установленный ст.4.4 КоАП РФ, назначения наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, которые рассматриваются одним должностным лицом (уполномоченным органом или судом).

Так, введенным в действие пунктом 3 ч.3 ст.4.4 КоАП РФ, предусмотрено, что при назначении наказания в вышеуказанной ситуации приоритетной является санкция статьи (части статьи), которой не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Важным изменением стало введение в действие частей 5 и 6 ст.4.4 КоАП РФ, которыми урегулирован порядок назначения административных наказаний при выявлении в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия нескольких правонарушений.

Так, в силу ч.5 указанной статьи, в случае выявления нескольких административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи), административное наказание назначается как за совершение одного административного правонарушения.

Если же в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены административные правонарушения, которые охватываются несколькими статьями (частями статей), то применяется порядок назначения наказания, установленный ч.2-4 ст.4.4 КоАП РФ.

Кроме того, постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены ограничения при поведении контрольными (надзорными) органами  проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий.

Для снижения административной нагрузки на бизнес органам контроля необходимо отдавать приоритет профилактическим мероприятиям, перечисленным в ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при невозможности их проведения – мероприятиям, осуществляемым без взаимодействия с контролируемым лицом (ч. 3 ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ), либо дистанционным способом (за исключением видов контроля указанных в законе).

 

Старший помощник прокурора Городищенского района Волгоградской области Москаленко Л.В.

___________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

 

«О противодействии коррупции»

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано следующее определение понятию коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Важно понимать, что к коррупционным деяниям относятся следующие преступления: дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше.

В России с 1 января 2013 г. в соответствии со ст. 13.3 указанного Федерального закона «О противодействии коррупции» на все российские организации возложена обязанность по разработке и принятию мер, направленных на предупреждение коррупции. Меры по предупреждению коррупции могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение подпункта Указа Президента Российской Федерации от 02.047.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» разработаны методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Требования закона в данной части распространяются на все организации независимо от организационно правовой формы.

__________________________________________________________________________________

«О противодействии экстремистской деятельности».

Федеральным законом от 01.07.2021 № 280-ФЗ внесены изменения в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Установлено, что в Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала).

Также к экстремистским материалам теперь отнесены, в том числе, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями.

__________________________________________________________________________________

«Законодателем ужесточена уголовная ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему».

Федеральным законом от 01.07.2021 № 281-ФЗ внесены изменения в статью 222 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также введена статья 222.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Частью второй статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за сбыт огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему).

Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. Частью третьей статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года либо без такового.

Частью четвертой статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за те же деяния, совершенные организованной группой, которые наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

Частью пятой статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за сбыт огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

Частью шестой статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за те же деяния, совершенны организованной группой, которые наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо без такового.

Частью седьмой статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему, газового оружия (за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами), пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, холодного оружия либо метательного оружия.

Указанные деяния наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

В примечании к статье 222 УК РФ определены условия исключения освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего предметы, указанные в настоящей статье. Так, не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в статьях 222.1, 222.2, 223 и 223.1 УК РФ, их изъятие при задержании лица, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Определены понятия «огнестрельное оружие» и «боеприпасы». Под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. 

Под боеприпасами следует понимать предназначенные для поражения цели предметы вооружения, патроны и метаемое снаряжение, содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.

Кроме того, уголовный кодекс дополнен статей 222.2, предусматривающей уголовную ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, за которые, при наличии квалифицирующих признаков, предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от  двенадцати до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового.

В примечании к статье 222.2 УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего предметы, указанные в настоящей статье.

При этом под крупнокалиберным огнестрельным оружием понимается огнестрельное оружие (за исключением гражданского огнестрельного оружия и служебного огнестрельного оружия) калибра от 20 мм и более.

__________________________________________________________________________________

 

«О правоотношениях, вытекающих из факта находки чужой вещи».

Правоприменительная практика понимает под находкой любую движимую вещь, которую собственник или иной законный владелец потерял (утратил в силу случайных обстоятельств, а не намеренно от нее отказался), а другое лицо нашло. При этом лицо, нашедшее потерянную вещь, не только осознает, что данная вещь выбыла из владения другого лица, но и берет эту вещь, становясь фактическим ее обладателем.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 227 Гражданского Кодекса Российской Федерации нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

Порядок совершения действий, направленных на возврат найденной вещи собственнику или другому потерявшему ее лицу, зависит от того, известен ли нашедшему вещь ее законный владелец, а также от места обнаружения вещи.

Применительно к вещам, найденным на транспорте или в каком-либо помещении, закон предусматривает, что они подлежат сдаче лицу, представляющему владельца этого средства транспорта или помещения.

Как правило, под помещением понимается помещение общего пользования, доступное для посещения различным лицам (например, лечебные, образовательные или культурно-развлекательные учреждения, здания транспортной инфраструктуры и т.д.). Под транспортом понимается любое транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, грузов, багажа.

В этих случаях представитель владельца средства транспорта или помещения, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

Во всех остальных случаях лицо, нашедшее утерянную вещь, вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

Применительно к вещам скоропортящимся, а также вещам, издержки по хранению которых несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, закон предоставляет нашедшему их лицу право осуществить реализацию данных вещей (с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки). В этом случае деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

Следует отметить, что гражданское законодательство не предусматривает для лица, нашедшего вещь, обязанностей по поиску лица, утерявшего вещь (например, давать сообщения о находке в средствах массовой информации или размещать соответствующие сообщения на информационных стендах), оставляя разрешение соответствующего вопроса на его собственное усмотрение.

Согласно пункта 1 статьи 228 ГК РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

В том же случае, если лицо, уполномоченное получить найденную вещь, будет установлено, то, в силу пункта 2 статьи 229 ГК РФ, нашедший вещь вправе потребовать от такого лица вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи (а если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом).

Закон особо оговаривает случаи, когда нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить. В подобных ситуациях право на получение вознаграждения не возникает.

__________________________________________________________________________________

 

Изменения, касающиеся предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов  

Федеральным законом от 13.07.2020 № 207-ФЗ внесены изменения в статью 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующие вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленные на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций.

Законодателем установлены требования об охране окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.

Предусматривается, что организации, осуществляющие деятельность в данной области, должны утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласовав их с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора.

Изменения вступили в силу с 1 января 2021 года.  

 

Старший помощник прокурора                                       Ю.Ю. Прокофьева

__________________________________________________________________________________

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет!

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2020 № 1499 установлены виды трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых»

К указанной категории относятся: нефть из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям на основании утверждаемых Минприроды России по согласованию с Минфином России стратиграфических характеристик (система, отдел, горизонт, пласт) залежей углеводородного сырья для целей их отнесения к баженовским, абалакским, хадумским, доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых; сверхвязкая нефть, добываемая на участках недр, содержащих нефть вязкостью 10000 мПа•с и более (в пластовых условиях) в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.

 

Старший помощник прокурора                                                Ю.Ю. Прокофьева

 __________________________________________________________________________________

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет!

С 1 января 2021 года вступил в силу новый порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых

Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1466 "Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых"

Планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, минеральные, теплоэнергетические, технические и промышленные подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства о недрах и законодательства в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.

Планы и схемы развития горных работ составляются в отношении следующих видов работ, связанных с пользованием недрами: вскрышные, подготовительные, рекультивационные, геологические, маркшейдерские, работы по добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья.

План развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ. Схема развития горных работ составляется по решению пользователя недр на срок, не превышающий 5 лет, по одному или нескольким видам работ.

Постановление действует до 1 января 2027 года.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 814 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 N 1192.

 

Старший помощник прокурора                                             Ю.Ю. Прокофьева

 __________________________________________________________________________________

На какой размер материнского (семейного) капитала может рассчитывать гражданка РФ, родившая третьего ребенка с 1 января 2020 года, если ранее у нее такое право не возникло?

В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Размер материнского (семейного) капитала с 01.01.2021 равен 483 881, 83 руб. (за первого ребенка).

Согласно ч.1 ст.8 Федеральный закон от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, при рождении (усыновлении) второго ребенка увеличивается на 155 550,0 рубля.

Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) второго или третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 года, если ранее такое право у них не возникло, составляет в 2021 году 639 431,83 рубля.

Таким образом, при сложившихся обстоятельствах, гражданка РФ имеет право на выплату материнского (семейного) капитала в размере 639 431,83 рубля.