Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание. Проблема преступлений среди несовершеннолетних, является одной из самых существенных социально-правовых проблем общества. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, чудовищны вдвойне, потому что это нонсенс. Ребенок всегда ассоциируется с чем-то чистым и светлым, а здесь — нечеловеческая жестокость, обман, презрение.
Несовершеннолетние в возрасте от 12 до 16 лет совершают большое количество преступлений, и детская преступность растет. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается.
Статистические данные свидетельствуют о том, что подростки ежегодно совершают свыше 300 тыс. преступлений, из них около 100 тыс. – дети, не достигшие возраста уголовной ответственности. Помимо этого, регистрируется ежегодно более 1 млн. административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Необходимость предупреждения преступности возникла с появлением и развитием самой преступности. Еще Платон и Аристотель считали, что борьба с испорченными вкусами и привычками окажет положительное влияние на предупреждение преступлений.
В основе профилактики преступности среди несовершеннолетних, лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом, но вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.
Вопросы борьбы с детской преступностью возникали и решались в течение многих столетий, единой терминологии в этом отношении до сих пор, по крайней мере, в российской науке и практике не выработано. Профилактика преступности среди несовершеннолетних, требует сложной и разносторонней работы, направленной на ослабление уровня преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
1. Преступность несовершеннолетних
Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже религиозных. Мы в своей работе, будем характеризовать с позиции криминологии.
Преступность — понятие криминологии, означающее совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрена уголовная ответственность, а также массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками. Преступность считается самым опасным видом «социальной патологии» — отклоняющегося от общепринятой нормы, девиантного поведения.
Несовершеннолетний — в уголовном праве Российской Федерации лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет. Гражданское право различает несовершеннолетних (лиц в возрасте от 14 до 18 лет) и малолетних (лиц, не достигших 14 лет).
Преступность несовершеннолетних, включает в себя два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. В преступность несовершеннолетних входит вся совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет вне зависимости от вида преступления. Именно возраст преступника определяет отнесение преступления к этой категории, поэтому из общей массы выведены воинские, должностные и некоторые другие преступления, ответственность за которые наступает только с 18 лет.
2. Особенности преступности несовершеннолетних
Преступность несовершеннолетних будучи обусловленной общими правилами преступности, имеет свои особенности. В основном это возрастные, психологические, личностные отличия несовершеннолетних преступников и механизм преступного поведения, с проявлением и действием обстоятельств, способствующих совершению преступлений; с динамикой, структурой их преступности, демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально – экономическим, и нравственно психологическим сферам.
Преступность несовершеннолетних имеет особенность, такую как, высокая латентность. Это обусловлено, во-первых, тем, что преступления несовершеннолетних часто не влекут тяжелых последствий и потерпевшие об этих преступлениях не заявляют в правоохранительные органы. Во-вторых, многие преступления совершаются против своих сверстников из неформальных криминогенных групп. В силу закрытости этих общностей информация о совершенных преступлениях правоохранительным органам просто неизвестна, что в следствии ведет к безнаказанности и вседозволенности, в результате чего, несовершеннолетние оценивая свою безнаказанность, идут на еще более значимые преступления или их серию.
Следующая особенность преступности несовершеннолетних, это особая жестокость, дерзость по отношению к своим жертвам, руководствуясь чаще всего корыстными, хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, озлобленностью либо чувством ложного товарищества.
Одной из особенностей преступности несовершеннолетних, которая является негативной, это групповой характер совершения преступлений, несмотря на то, что групповые противоправные действия несовершеннолетних, как и сами группы, постоянно меняют количественные и качественные характеристики в зависимости от объективных условий окружающей действительности.
3. Особенности ответственности несовершеннолетних за совершенные преступления
Очень часто несовершеннолетние совершают правонарушения, а также общественно опасные деяния, не задумываясь о последствиях. Рассчитывая, на то, что, не достигнув возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, они не понесут наказания.
В соответствии с Российским законодательством, несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Согласно части 1 статьи 20 УК РФ, по общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее 16-ти летнего возраста ко времени совершения преступления. Вместе с этим в части 2 вышеуказанной статьи УК РФ перечислены преступления, при совершении которых ответственность наступает с 14-летнего возраста, прежде всего, это преступления достаточно высокой степени общественной опасности.
Несовершеннолетние старших возрастных групп за свои преступления несут именно уголовную ответственность, а не какую-либо иную, с применением почти всех мер уголовного наказания. Это важное положение уголовного права служит целям общей превенции. Однако отсюда не следует, что несовершеннолетние несут ответственность наравне со взрослыми.
Выражением принципов гуманизма, индивидуализации ответственности и экономии репрессии являются нормы, регулирующие вопросы назначения наказания несовершеннолетним, условия и порядок отбывания ими наказания, освобождения от наказания и уголовной ответственности.
При назначении наказания несовершеннолетнему за совершенное преступление, рассматриваются и принимаются во внимание условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц. Наказание несовершеннолетних, прежде всего играет воспитательную роль и, одновременно, обучающую.
4. Несовершеннолетние, как особая социальная группа
Несовершеннолетние, это особая социальная группа, которая имеет определенные особенности правового регулирования, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Несовершеннолетние в значительной части обладают тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает их от других групп населения.
Несовершеннолетняя среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в несовершеннолетней среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются преступные взгляды и убеждения.
При реализации негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, совершению преступлений, препятствующих становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.
5. Факторы, влияющие на формирование преступного поведения у несовершеннолетних
Факторами, влияющими на формирование преступного поведения у несовершеннолетних, прежде всего являются условия их жизни и воспитания. Основным фактором, влияющим на формирование преступного поведения у несовершеннолетних, это отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка. Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, плохое материальное положение.
Определенное значение на формирование преступного поведения несовершеннолетних имеют и биологические факторы. В период полового созревания у несовершеннолетних появляется стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство.
Несовершеннолетний чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего, в следствии чего, несовершеннолетние объединяются в группы, образуют подростковую субкультуру со своими ценностями, нормами, интересами, языком (сленгом), символами, образуют стереотипы, далеко отличающиеся от общепризнанных норм морали и права, которым несовершеннолетние следуют. И эти группы не всегда отличаются законопослушностью и несовершеннолетними чаще, чем взрослыми преступники совершаются преступления в группе, поскольку их криминогенный и вообще жизненный опыт, субъективные возрастные и психологические возможности, не позволяют им действовать в одиночку.
Одним из факторов влияющие на формирование преступного поведения у несовершеннолетних, это проникновение в несовершеннолетнею среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями. Это пропаганда наркотиков, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости, большую роль здесь играет СМИ: фильмы, сериалы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, а также Интернет.
Следует добавить, что одним из важных факторов преступности несовершеннолетних, является детская безнадзорность. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Явление угрожает правильному формированию личности несовершеннолетних и способствует развитию социально негативных навыков. Но, не следует понимать безнадзорность, как несовершеннолетние с антисоциальных семей, среди безнадзорных несовершеннолетних немало из материально обеспеченных, благополучных семей. Категория «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.
Следующим не мало важным фактором, является бродяжничество. Бродяжничество у несовершеннолетних всегда являлось острой проблемой для детской и подростковой психиатрии. Самовольные уходы создают непосредственную опасность для жизни и здоровья подростков, способствуют совершению преступлений. По мере развития бродяжничества появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, – мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.
6. Категории несовершеннолетних склонных к совершению преступлений
К таким категориям могут быть отнесены:
1) выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и
враждебное отношение окружающих (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
2) «золотая молодежь», из материально обеспеченных, благополучных семей, склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу;
3) Несовершеннолетние, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
4) носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений склонных к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и враждебное отношение окружающих уличных компаний;
5) несовершеннолетние, склонные к бродяжничеству;
6) безнадзорные несовершеннолетние.
7. Личностные особенности несовершеннолетних склонных к совершению преступлений
Психологический портрет несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений, является абстрактным, поскольку точного психологического портрета в реальности не существует. Для определения более точного психологического портрета необходимо знать реальных людей, которые становятся на путь преступной деятельности, дифференцировать отдельные социально-психологические типы, установить их специфическое место и индивидуальные роли в социальной группе.
Проблема определения личности несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений, является одной из наиболее широко обсуждаемых и исследуемых в научной литературе на протяжении многих лет. Однако вопрос о личности несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений, представляется еще не изученным.
Характеристика личности несовершеннолетнего склонного к преступности и фактор ее формирования призвана не только соответствующим образом определять квалификацию совершаемых им деяний, но и прогнозировать дальнейшие варианты поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм.
Для несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений изменяется система общепризнанных ценностей, зло становится добром, добро становится злом, стирается граница между добром и злом, сами эти нравственные категории становятся условными. При такой нравственной дезориентации, несовершеннолетний способен на совершение преступлений. И поскольку такой несовершеннолетний в своей жизни сталкивается с другими людьми, не разделяющими его убеждений и восприятий познаваемого объекта, то жизнь такого необходимо предполагает конфликтность.
Система ценностей несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений и представление о нормах поведения складываются не в один момент – они являются результатом длительного, системного и последовательного воздействия со стороны основных институтов социализации: семьи и школы, ближайшего бытового, досугового окружения: родственников, друзей, знакомых.
Чтобы понять и прогнозировать личность несовершеннолетнего склонного к преступности, надо представить его восприятие мира и соответствующий способ отношения к этому миру, понять специфику его субъективной жизни. Необходимым условием для понимания личности, является знание мотивов преступного поведения.
Продолжая характеризовать особенности личности несовершеннолетних преступников, отметим, что среди них преобладают лица мужского пола. Это объясняется физическими, психическими и психологическими особенностями мужчины, с исторически сложившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими обще характерологическими свойствами мужчин. В общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки — около 9%.
8. Профилактика преступности среди несовершеннолетних
Профилактика преступности среди несовершеннолетних, это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Профилактика преступности может быть, как отдельным направлением деятельности государственного или общественного органа, или конкретного лица, так и выступать побочным результатом его действий.
Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.
Общая профилактика преступности среди несовершеннолетних, это форма общего воздействия на объекты профилактики правонарушений.
Индивидуальная профилактика преступности среди несовершеннолетних, это форма индивидуального воздействия на конкретного несовершеннолетнего, направленная на устранение неблагоприятных воздействий, которые могут привести к формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению несовершеннолетнего, а также по его социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения им правонарушений и антиобщественных действий.
9. Цели, задачи, принципы и направления профилактики преступности среди несовершеннолетних
Целями профилактики преступности среди несовершеннолетних, являются повышение уровня безопасности граждан, укрепление законности и правопорядка путем оптимизации взаимодействия всех субъектов профилактики, консолидацию усилий муниципальных образований, органов местного самоуправления поселений, правоохранительных органов, общественных объединений и населения в профилактики преступности среди несовершеннолетних. Защита прав и интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении. Обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены несовершеннолетние, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют.
Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, либо изменение его криминогенной ориентации.
Задачами профилактики правонарушений являются:
1) формирование законопослушного поведения несовершеннолетними;
2) устранение причин и условий совершения преступлений среди несовершеннолетних;
3) недопущение совершения преступлений в среде несовершеннолетних;
4) снижение размеров ущерба и потерь от преступности несовершеннолетних.
Профилактика преступности среди несовершеннолетних организуется и осуществляется на принципах:
1) законности;
2) защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
3) гласности;
4) социальной справедливости и гуманности;
5) системности и комплексности;
6) дифференциации мер воздействия и индивидуального подхода;
7) неприкосновенности частной жизни;
8) непрерывности.
Направлениями профилактики преступности среди несовершеннолетних являются:
1) гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
2) профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
3) усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
4) признание семьи в качестве ведущего института социализации несовершеннолетних, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
5) строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.
10. Субъекты и объекты профилактики преступности среди несовершеннолетних
Субъекты профилактики преступности среди несовершеннолетних, представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему. В соответствии с этим можно выделить специализированные и неспециализированные субъекты профилактики преступности в зависимости от правовых полномочий.
Специализированные субъекты:
1) органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
2) институты социального воспитания — семья, школа, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику возникновения искаженной позиции личности несовершеннолетних, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;
3) органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи несовершеннолетним, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях.К таким субъектам относятся:
1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) органы управления социальной защитой населения;
3) органы управления образованием;
4) органы опеки и попечительства;
5) органы по делам молодежи;
6) органы управления здравоохранением;
7) органы службы занятости;
8) органы внутренних дел.
Неспециализированные субъекты, это общественные организации и лица, содействующие правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка (добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безопасности, специализированные средства массовой информации.
Круг неспециализированных субъектов четко не определен. Практически все организации и граждане участвуют в процессе профилактики преступности несовершеннолетних, создавая занятость несовершеннолетних,
как трудовую, так и общественную, организуя досуговую деятельность несовершеннолетних и т.д.
Объектами профилактики преступлений среди несовершеннолетних, являются:
1) причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних;
2) личность несовершеннолетнего преступника;
3) причины и условия конкретного преступления;
4) группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни;
5) преступные группировки.
Объектами индивидуальной профилактики преступности среди несовершеннолетних являются:
1) безнадзорные или беспризорные;
2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие
одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденные условно, осужденные к обязательным работам,
11. Система мер и средств профилактики преступности среди несовершеннолетних
Система мер и средств, направленных на профилактику преступлений среди несовершеннолетних, базируется на мерах общего и индивидуального воздействия на объекты, призванных обеспечить повышение грамотности, культурного уровня и сознательности несовершеннолетних, устранение и нейтрализации причин, порождающих преступность. В зависимости от масштаба профилактических мер их подразделяют:
1) меры федерального уровня;
2) меры региональные;
3) меры групповые
4) меры индивидуальные.
Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики преступности среди несовершеннолетних:
1) сбор и анализ сведений о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними;
2) разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики преступности среди несовершеннолетних;
3) повышение уровня правовой грамотности и правосознания несовершеннолетних;
4) снижение уровня криминализации отношений среди несовершеннолетних;
5) компенсация недостатков воспитания несовершеннолетних в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат);
6) осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного развития несовершеннолетних (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.);
7) применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в пьянство, и иную антиобщественную деятельность.
8) устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних;
9) осуществление правовой пропаганды и правового воспитания среди несовершеннолетних направленной на недопустимость совершения преступлений среди несовершеннолетних;
10) организация правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих несовершеннолетних;
11) выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на несовершеннолетних, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений;
12) изучение объекта профилактики преступлений, выявление и устранение причин и условий совершения преступлений и проявлений антиобщественного поведения;
13) применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания несовершеннолетнего с помощью различных мер воздействия к его родителям;
14) оказание социальной помощи несовершеннолетнем, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также правовой и психологической помощи;
15) изъятие несовершеннолетних из отрицательно воздействующей на несовершеннолетние обстановки;
16) обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности в общеобразовательных учебных заведениях.
Меры индивидуальной профилактики преступности среди несовершеннолетних включают в себя:
1) профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
2) направление информации в государственные органы о причинах и условиях преступного поведения;
3) оказание помощи профилактируемому несовершеннолетнему;
4) осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, учебе);
5) привлечение родственников, других лиц к воздействию;
6) другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).
Меры индивидуальной профилактики преступности среди несовершеннолетних могут применятся как среди несовершеннолетних лиц, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.
12. Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики преступности среди несовершеннолетних
Правовую основу системы профилактики правонарушений составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы профилактики правонарушений.
В качестве основных задач нормативно-правового обеспечения системы профилактики преступности среди несовершеннолетних закон определяет:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Основания применения профилактики правонарушений:
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает основания применения профилактики правонарушений:
1. Основаниями осуществления мер общей профилактики правонарушений являются наличие социально-экономических, правовых и иных условий и предпосылок для совершения правонарушений.
2. Основаниями осуществления индивидуальной, специальной профилактики правонарушений могут являться:
1) решения суда;
2) решения прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя, соответствующих должностных лиц органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
3) сообщения или заявления физических и (или) юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
4) материалы, поступившие из органов государственной власти и органов местного самоуправления;
5) иная информация, свидетельствующая о намерении лица совершить правонарушение.
3. Порядок осуществления мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений определяется настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов профилактики правонарушений.
Заключение
За годы реализации федеральных целевых программ по улучшению профилактики преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации удалось сформировать законодательную базу, найти принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении профилактики преступности среди несовершеннолетних. При этом возникли и динамично развиваются новые институты направленные на профилактику преступности среди несовершеннолетних.
Профилактика преступности среди несовершеннолетних представляет собой «организованный процесс», в котором есть четко сформулированная цель о недопущении конфликта несовершеннолетнего с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на несовершеннолетнего.